Билет в будущее – проект по профориентации школьников, который был разработан для подростков, родителей и педагогов. На сайте проекта можно бесплатно прочитать материалы по существующим специальностям, пройти тесты, стать участниками онлайн-мероприятий со специалистами. Платформа объединяет образовательные организации всех субъектов России, а в закрытом школьном сегменте содержит планы тематических занятий и пособия с рекомендациями по профориентации.
По статистике, 70% учеников старшей школы имеют слабое представление о доступных для них карьерных опциях. Из-за этого они часто выбирают профессию, которая не полностью соответствует их интересам и способностям. Согласно исследованиям интернет-рекрутеров, более 40% участников их платформ работают не по полученной квалификации, а текущее направление обучения не нравится примерно 50% студентов.
Цель организации профессиональной ориентации в школах – это помощь подростку выбрать специальность, которая в наибольшей степени соотносится с его интересами, предрасположенностями и потребностями общества.
Направления профессиональной ориентации включают:
1) Информирование школьников об особенностях рынка труда, тенденциях в развитии профессиональных возможностей, статистических данных по профессиям, формах и способах овладения квалификации, перспективах карьерного роста.
2) Консультация подростка по выбору карьеры, соотношение его социально-психологических и физиологических качеств с интересующей специальностью.
3) Подбор наиболее подходящей для ученика профессии на основе его качеств и интересов.
4) Профессиональный отбор, т.е. определения, насколько навыки и качества обучающего соотносятся с его выбором.
5) Производственная и социальная адаптация, которая включает профессиональное становление, приобретение качеств и установок, необходимых для работы по специальности.
В задачи формирования профессиональной ориентации помимо знакомства обучающихся с тенденциями рынка профессий входит внедрение программ профильного обучения и постепенная подготовка учеников к работе в выбранном направлении путем организации уроков, экскурсий, мастер-классов, анкетирования и т.д.
К основным компонентам профессиональной ориентации обучающихся относятся:
- Социальный компонент, который отражает особенности и тенденции рынка и специфику его отдельных секторов, способствует приобретению школьником принципов выбора карьеры. В него входят престижность, доходность, востребованность, популярность профессии.
- Экономический компонент, который рассматривает рынок труда с точки зрения условий работы, демографических показателей и мотивации работников.
- Медико-физиологический компонент, оценивающий физические данные обучающегося и его пригодность к существующим профессиям.
- Педагогический компонент, который несет воспитательные функции, включает помощь в профессиональной ориентации подростков преподавателей и психологов.
- Психологический компонент, анализирующий психо-эмоциональные качества обучающегося, которые имеют значение для его будущей работы по специальности.
Проблема профориентации школьников становится наиболее актуальной в 8 классе, поскольку в это время у детей появляется устойчивый интерес к одной или нескольким определенным сферам. Однако знакомить обучающегося с существующими профессиями нужно намного раньше. Профориентация – это непрерывный процесс, начинающийся ещё до того, как ребенок идет в школу.
Уровни профессиональной ориентации зависят от класса и возраста ученика.
С 1 по 4 класс проводится ранняя профориентация младших школьников. С детьми проводятся тематические занятия, экскурсии, игры, встречи и другие внеклассные мероприятия, расширяются их знания, полученные в детском саду. С 3 класса в программы профессиональной ориентации учащихся можно включать занятия с психологом. В этом возрасте у обучающихся формируется ценностная система по отношению к труду. В младших классах начинается обучение цифровым технологиям, что расширяет карьерные возможности школьников. В этом возрасте обучающиеся задают вопросы профессиональной ориентации, однако они часто связаны со специальностью их родителей.
С 5 по 7 класс, обучающиеся более глубоко знакомятся с основами профессиональной ориентации, уже лучше понимают свои склонности и способности. Это значит, что они могут предварительно выбрать профилирующее направление, с которым в будущем будет связана их профессия. Их карьерные предпочтения часто ассоциируются с любимыми школьными предметами. Подростки самостоятельно выбирают направление секций и кружков. При организации мероприятий для профессиональной ориентации преподаватели учитывают более развитые аналитические способности детей и расширение списка изучаемых предметов. Обучающиеся посещают встречи и мастер-классы, на которых могут задать вопросы специалистам, ходят в центры профориентации для школьников, участвуют в экскурсиях, проводят исследования по этой теме и знакомятся с обязанностями специалистов в различных сферах. Однако поскольку в этом возрасте учащиеся чаще всего фокусируют свое внимание на модных профессиях, задача преподавателей и психологов – сосредоточить внимание школьников на их личных качествах и интересах.
В 8 - 9 классах программы по профориентации школьников приобретают более серьезный характер. В них исключаются игровые методы в связи с первыми государственными экзаменами и возможностью выбора поступления в колледж после их сдачи. У обучающихся уже сформировано трудовое воспитание и профессиональная ориентация. Поэтому педагоги в образовательных учреждениях фокусируют свою работу на сужении круга профессий, которые для себя рассматривает ребенок. Развивается личность подростка, и он уже более точно знает, чем хочет заниматься в жизни и что ему интересно. Школьники начинают активно заниматься с репетиторами и на профильных курсах, которые расширяют их знания и способствуют более осознанному выбору профессиональной ориентации. В рамках школы обучающиеся чаще посещают индивидуальные и групповые встречи с психологом на тему своих склонностей и способностей, соотношения интересов ребенка и потребностей рынка, медико-физиологического компонента ученика и требований специальности.
10 - 11 классы – самый ответственный период с точки зрения профориентации, потому что от его успеха напрямую зависит удовлетворенность ребенка выбранной специальностью. Подготовленность к будущей профессии у обучающегося в этом возрасте зависит от предыдущих этапов профориентационной деятельности школьных педагогов. В процесс больше вовлекаются родители учеников: проводятся тематические собрания и встречи с представителями университетов. Однако в выпускных классах подростки уже могут четко сформулировать свои интересы и самостоятельно углубляться в специальности, скорректировать план профессиональной подготовки. Важна индивидуальная профориентация старших школьников, в результате которой они приобретают уверенность в своем выборе и повышают мотивацию.
Формы проведения эффективной профессиональной ориентации у учеников зависят от возраста подростка и включают в себя:
- игры,
- тематические занятия для младшеклассников,
- индивидуальные и коллективные встречи с психологами, представителями университетов и специалистов в различных областях,
- экскурсии в организации, колледжи и вузы в более старших классах.
Для учащихся организованы кружки и секции, которые позволяют им более углубленно изучить интересные дисциплины.
Эффективная работа с родителями по профориентации школьников включает проведение родительских собраний, их анкетирование и ознакомление с возможными образовательными траекториями, коллективную помощь родителей в временном трудоустройстве детей во время каникул и проведении профориентационных мероприятий с подростками.
В России существующий федеральный государственный образовательный стандарт определяет необходимость профориентации школьников. Он разъясняет учителям цели, задачи и методы проведения профессиональной ориентации для младшеклассников и молодежи. Преподаватели дают подростку наиболее полную и достоверную информацию по специальностям, проводят тематические занятия, руководят исследовательской деятельностью, дают возможность школьникам попробовать себя в различных профессиях. Эффективность профориентации считается достигнутой, если ребенок:
- знает о существующих карьерных опциях,
- умеет грамотно оценить свои способности и предрасположенности,
- сделать взвешенный выбор профессии,
- уверен в своем решении,
- обладает ценностными ориентирами для успеха в карьере.