Задача конкретная - за ближайшие пять лет подготовить порядка миллиона специалистов рабочих профессий
для электронной промышленности, индустрии робототехники, машиностроения, металлургии, фармацевтики, сельского хозяйства и ОПК, строительства, транспорта, атомной и других отраслей, ключевых для обеспечения безопасности, суверенитета и конкурентоспособности России.
Преимущества
Уровни Единой модели профориентации
Курс занятий «Россия – мои горизонты»
Курс занятий «Россия – мои горизонты»
Курс занятий «Россия – мои горизонты»
Направления Единой модели профориентации
Полезные документы
Календарно-тематическое планирование курса внеурочной деятельности «Россия — мои горизонты»
Рабочая программа курса внеурочной деятельности «Россия — мои горизонты»
Методические рекомендации по реализации Единой модели профориентации
Методические рекомендации по реализации проекта «Билет в будущее»
Методические рекомендации по проведению мероприятий профессионального выбора в рамках проекта «Билет в будущее»
Экскурсия в офис Сбера
Экскурсия в офис Сбера
История зарождения Единой модели профориентации
Что такое “профминимум” и для кого он внедряется?
Единая модель профессиональной ориентации обучающихся – профминимум (профориентационный минимум) – единый универсальный минимальный набор профориентационных практик и инструментов для проведения мероприятий попрофессиональной ориентации обучающихся во всех субъектах Российской Федерации. Профминимум внедряется во всех общеобразовательных организациях Российской Федерации для всех обучающихся 6-11 классов для обеспечения единых требований к профориентации каждого отдельного школьника. Профминимум проводится по следующим направлениям (в зависимости от уровня профминимума, установленного в образовательной организации и в конкретном классе): урочная деятельность, внеурочная деятельность: курс занятий “Россия - мои горизонты”, практико-ориентированный модуль, взаимодействие с родителями, дополнительное образование, профессиональное обучение, работа в профильных предпрофессиональных классах. Школам устанавливается один из уровней реализации профминимума: базовый, основной или продвинутый. Продвинутый уровень реализуется в профильных предпрофессиональных классах.
Как соотносится профминимум и проект “Билет в будущее”?
Опыт реализации проекта “Билет в будущее” (ФП “Успех каждого ребенка”) лег в основу создания профориентационного минимума, а сам проект остается идеальным инструментом для его реализации. В проекте “Билет в будущее” для обучающихся бо́льше диагностических инструментов, бо́льше профориентационных материалов. Проектом предусмотрен готовый набор мероприятий по профессиональному выбору для реализации практико-ориентированного модуля: профессиональные пробы (очные, онлайн, виртуальные). По итогам участия в проекте “Билет в будущее” школьник получает документ с результатами профориентационных мероприятий – рекомендацию по построению образовательно-профессиональной траектории.
Как школе выбрать из базового, основного и продвинутого уровня профминимума?
Уровень реализации профориентационного минимума школе устанавливает региональный орган исполнительной власти (РОИВ) в зависимости от приоритетов развития и возможностей для каждой из общеобразовательных организаций. Однако школа может установить уровень профориентационного минимума в конкретном классе, не выше установленного РОИВ. Например, в школе, которая реализует продвинутый уровень профориентационного минимума, часть классов может осваивать профориентационный минимум на базовом или основном уровнях.
Как школе выбрать, какие классы на каком уровне?
При выборе уровня для каждого конкретного класса школа ориентируется на свои возможности: Базовый уровень профминимума (от 40 ак . ч. / уч.г .) актуален для классов, не принимавших участие в системных профориентационных проектах. Основной уровень профминимума (от 60 ак . ч. / уч.г .) актуален, если класс принимает участие в проекте «Билет в будущее», в нем уже организована работа с применением профессиональных проб и экскурсиями к работодателям. Продвинутый уровень профминимума (от 80 ак . ч. / уч.г .) - предпрофессиональный профильный класс, в котором реализуются все форматы профориентационной работы.
Кто должен вести внеурочные занятия в рамках профминимума? Все педагогические работники должны пройти курсы повышения квалификации?
Занятия могут проводиться классными руководителями, педагогами-предметниками и другими педагогическими работниками, в том числе педагогами-навигаторами проекта “Билет в будущее”. Повышение квалификации необходимо проходить ответственным сотрудникам только в том случае, если школе установлен основной или продвинутый уровень реализации профминимума. Для педагогов-навигаторов проекта «Билет в будущее» в 2023 г. доступна программа повышения квалификации, содержащая от 36 до 72 ак. ч. в зависимости от предыдущего опыта участия в проекте. Для педагогических работников, не принимающих участие в проекте «Билет в будущее», на федеральном уровне программа повышения квалификации по теме профессиональной ориентации обучающихся отсутствует. Необходимо подобрать программу самостоятельно. Рекомендуется запустить программу на региональном уровне (примерное содержание программы повышения квалификации описано в Методических рекомендациях по реализации профориентационного минимума). Если школе установлен базовый уровень реализации профминимума, достаточно пройти инструктаж, который доступен на сайте profmin.bvbinfo.ru.
Как вести профминимум в формате урочной деятельности?
В рамках направления «Урочная деятельность» в профориентационном содержании уроков по предметам общеобразовательного цикла рассматривается значимость учебного предмета в профессиональной деятельности и проводится решение в рамках учебного предмета задач, характерных для профессиональных сфер, где данный предмет является значимым. Возможно проведение профориентационно значимых уроков в рамках учебного предмета «Технология» в части изучения отраслей экономики и создания материальных проектов, в т.ч. на базе учебно-производственных комплексов. Реализация профминимума в урочной деятельности не предполагает увеличение часов, т.е. проводится в рамках учебного плана. При этом для использования рекомендуются материалы и разработки, представленные в КИК «Конструктор будущего» на сайте profmin.bvbinfo.ru.
Внеурочное занятие по профориентации нужно обязательно проводить в четверг или можно в другой день?
Минпросвещения России рекомендует проводить занятия "Россия - мои горизонты" по четвергам. Окончательное решение о дне проведения занятия остается за руководителем образовательной организации. Другие форматы профминимума могут быть реализованы в другие дни.