С начала этой статьи мы уже 5 раз сказали слова «воспитание» и «воспитывать», хотя психологи и педагоги от Юлии Борисовны Гиппенрейтер до Димы Зицера говорят о том, что нужно не столько воспитывать ребенка, сколько просто любить, — тогда он вырастет счастливым, самостоятельным и успешным. Поэтому давайте делать акцент не на воспитании детей, а на том, каким должен быть микроклимат в семье, чтобы ребенок развивался и комфортно чувствовал себя на всех этапах взросления, и чтобы в нужный момент он смог научиться принимать решения и построить свою взрослую жизнь.
Какие бывают родители?
Одни родители все разрешают, другие — все запрещают. Одни чересчур переживают за ребенка и контролируют каждый шаг, а другие в первом классе вешают ребенку на шею ключ от дома и отпускают «в свободное плавание», потому что у них нет времени на контроль. Из того, как родители обычно проявляют любовь, устанавливают границы, поощряют, наказывают, разрешают или запрещают, складывается так называемый «стиль воспитания». Стиль семейного воспитания — это обобщенная модель поведения родителей (а также других старших членов семьи) по отношению к детям.
4 стиля воспитания
Стройную и простую научную концепцию стилей родительского поведения предложила американская исследовательница, доктор философии и психологии Диана Баумринд в конце 1960-х гг. Она выделила три стиля семейного воспитания (а ее последователи добавили четвертый) в зависимости от наличия или отсутствия двух параметров:
- требовательность (нетребовательность) родителей по отношению к действиям ребенка, т.е. что родитель хочет от ребенка
- отзывчивость (неотзывчивость) по отношению к потребностям ребенка, т.е. что ребенок хочет от родителя
Стили родительского поведения проявляются в словах и действиях родителя по отношению к ребенку.
На стили воспитания от Дианы Баумринд удобно посмотреть как на квадрат:
Давайте разберем ключевые признаки этих стилей и поймем, во-первых, какой стиль вероятнее приведет к успеху в профориентации и карьере, а во-вторых, как определить ваш стиль воспитания.
Попустительский стиль
Ключевые признаки: нетребовательность и неотзывчивость, отсутствие интереса к ребенку, недостаточные требования-обязанности, неудовлетворение духовных потребностей ребенка.
Попустительский стиль может развиваться тогда, когда родители физически или эмоционально отсутствуют в жизни ребенка, не интересуются общением с ним и не имеют цели вырастить самостоятельного успешного человека. Они не реагируют на потребности ребенка и не требовательны к его поведению. Их задача ограничивается обеспечением жизненных потребностей ребенка. Попустительский стиль обычно формируется или под влиянием идеи полной свободы в самореализации детей, или от нелюбви и равнодушия к судьбе ребенка.
В результате дети без общения с родителями ощущают необходимость в покровителе, поэтому легче подпадают под чужое влияние и демонстрируют девиантное (асоциальное) поведение.
Дети таких "равнодушных" родителей страдают от социальной некомпетентности, проблем успеваемости и поведения, и могут иметь отклонения в психосоциальном развитии. Как следствие, меньше всего готовы к осознанному выбору профессии.
Либеральный стиль
Ключевые признаки: нетребовательность родителя, но отзывчивость к просьбам ребенка, эмоциональная связь родителя и ребенка, отсутствие наказаний.
Либеральный (снисходительный) стиль был выделен чуть позже, он отличается от попустительского тем, что родители чутко относятся к желаниям и потребностям ребенка. В либеральных семьях высоко ценятся свобода и самостоятельность, родители стараются не устанавливать рамок и в основном при возникновении детско-родительских конфликтов полагаются на рассуждения и объяснения. Либеральные родители не приветствуют никакие виды наказаний.
Дети либеральных родителей, как правило, счастливы и самостоятельны. Этот стиль воспитания подходит творческим детям, он развивает талант, креативность и умение нестандартно мыслить.
С другой стороны, у детей, воспитанных либеральными родителями, возможны проблемы в социальной жизни: например, могут возникать конфликты с коллективом, так как им трудно подчиняться общественным требованиям. Такие дети показывают низкий уровень самоконтроля из-за недостатка дисциплинированности, им может не хватать упорства в достижении профессиональных целей, из них не получается «карьеристов».
Авторитарный стиль
Ключевые признаки: требовательность к ребенку и неотзывчивость, чрезмерность воспитания, строгие наказания, возможная гиперопека, отсутствие интереса к ребенку.
Авторитарные родители — это родители строгие и жесткие. Они требуют полного послушания и предъявляют высокие требования к ребенку, но при этом не реагируют на чувства и желания самого ребенка. Они знают, как правильнее поступить ребенку, и выбирают все за него. Родители, которые практикуют такой стиль воспитания, имеют жесткий набор правил и ожиданий, которым ребенок должен следовать неукоснительно.
В авторитарных семьях могут применять телесные наказания за непослушание. Когда ребенок не понимает определенных запретов, объяснением для него может служить фраза: "Потому что я так сказал". Нельзя сказать, что авторитарные родители не любят своего ребенка: просто они уверены в том, что знают, что будет лучше для ребенка.
Какие последствия имеет авторитарный стиль воспитания? По представлению Баумринд, ребенок в такой семье растет менее жизнерадостным, более капризным и склонным к стрессам. Такой ребенок с детства приучен к ограничениям, и к тому, что все решают родители. Поэтому во взрослом возрасте ему гораздо тяжелее дается самостоятельный выбор — выбрать профессию или устроить личную жизнь, так как он не пробовал принимать важные решения до этого.
Авторитетный стиль
Ключевые признаки: требовательный и отзывчивый родитель, эмоциональная связь с ребенком, удовлетворение материально-бытовых и духовных потребностей ребенка, но с определенными ограничениями.
Авторитетный стиль (гармоничный) — это золотая середина между стилями. Родители понимают, что чувствует ребенок, и помогают ему справляться с эмоциями. Они выступают в роли авторитетного наставника на ступень выше, чем сам ребенок. Цель таких родителей — помочь ребенку вырасти и обрести самостоятельность. Ограничения и правила присутствуют, но они понятны ребенку.
Нарушение правил не наказывается, но обсуждается в кругу семьи, для того, чтобы ребенок смог сам осознать последствия своего поведения. Свободу решений ребенок получает не сразу, а постепенно, когда взрослеет.
Авторитетный стиль позволяет ребенку безболезненно пройти все стадии взросления, так как рядом с ним взрослый, который дает ребенку необходимую свободу для самостоятельных исследований, и при этом требует зрелости, соответствующей возрасту. В результате дети авторитетных родителей более социальны и успешны, им легче завоевать любовь окружающих, так как они имеют представления о социальных рамках. Они подготовлены к взрослой жизни и могут принимать решения самостоятельно. Считается, что этот стиль воспитания позволяет вырастить наиболее счастливых и приспособленных к жизни детей, которые будут успешны в выборе профессии и в построении карьеры.
Таким образом, если опираться на теорию Дианы Баумринд, лучшим стилем, который поможет вырастить успешного взрослого человека, можно считать «авторитетный». Когда родитель сохраняет эмоциональную связь с ребенком и реагирует на его просьбы, ребенок растет спокойным, уверенным в себе и самостоятельным, что очень важно для будущего взрослого.
Еще об одном стиле воспитания
Мы показали достаточно схематичную теорию стилей воспитания. На самом деле вариантов родительского поведения может быть много, они могут пересекаться между собой, и каждый родитель использует несколько стилей, хотя у него всегда есть какой-то основной («титульный») тип поведения.
Важно отметить еще один тип общения в семье, который не приводит к успехам ребенка — это хаотичный стиль воспитания, который хорошо описывает русская пословица «У семи нянек дитя без глазу». Обычно хаотичным бывает воспитание, если точки зрения родителей, а также дедушек и бабушек, относительно воспитания ребенка отличаются. В ситуации непоследовательных решений ребенок учится лавировать между системами воспитания всех членов семьи, манипулирует интересами взрослых и добивается желаемого любыми путями. В дальнейшем привычка лавировать может пригодиться в профессиональной среде, но в том числе молодой человек, повзрослев, может испытывать недоверие к людям и проблемы в личной жизни, потому что с детства не привык устанавливать эмоциональные связи с близкими.
Желаем вам мира и согласия в семье! Слушайте своих детей и помогайте им в выборе профессии!