Во время профориентации подросток получает представление о профессиях, по каким критериям выбирается род деятельности, какие знания нужны для работы. Школьникам рассказывают о специальностях, квалификации и компетентности. Однако редко обучающимся объясняют, что такое профессионализм, кого называют профессионалом. Многие узнают это уже после начала работы, с чем могут быть связаны ошибки в начале карьерного пути. В этой статье мы подробно раскроем значение понятий «профессия» и «профессионализм» как основных в профориентации.
Профессия – это вид трудовой деятельности, приносящая доход, требующий определенного уровня знаний. Это понятие общее по отношению к «специальности». Специальность – это совокупность знаний, умений, которые обучающийся получает во время обучения по профессии. На медицинском факультете получают образование в области дерматологии, кардиологии, травматологии, стоматологии и т.д. Работа учителя зависит от преподаваемых дисциплин, например: география, химия, иностранный язык, литература, физкультура, математика.
Профессия и специальность тесно связаны с понятием «квалификация», которая отражает уровень подготовки выпускника высшего или среднего специального учебного заведения. Также это степень владения теоретическими знаниями, практическими умениями и навыками, используя которые работник эффективно исполняет свои обязанности. В этом контексте «квалификация» уже в меньшей степени связана с образованием специалиста.
Наличие квалификации не всегда означает, что работник – профессионал в своей области. Выпускников вузов и колледжей называют «молодыми специалистами», что связано с нехваткой опыта, недостаточным развитием других важных качеств. Профессионализм – это способность работника систематически и эффективно исполнять профессиональные обязанности в любых условиях. Специалист, обладающий этим качеством, владеет функциональными навыками и компетентен в дополнительных областях.
Составляющие профессионализма:
- Востребованность, т.е. спрос на рынке труда на представителей этой профессии.
- Профпригодность - соответствие человека избранному виду деятельности по природе с учетом его физико-психологических данных. Например, для успешной работы менеджером необходимы организаторских качеств, которые в достаточной степени развиты у меньшей части общества;
- Удовлетворенность. Исполнение рабочих обязанностей помогает личности реализовать себя, воплотить свои природные таланты и способности.
- Успех. Достижение целей мотивирует работника развиваться в своей профессии. Профессиональный работник не останавливается на победе, продолжает развиваться.
- Компетентность. Эта составляющая связана со знаниями, опытом, поведением работника, которые делают его позицию авторитетной. Компетентность заключается в некатегоричности суждений, отсутствия конфронтации в общении, четком планировании рабочего времени, поощрении подчиненных и использовании инноваций при принятии решений. Понятие не следует путать с компетенцией, которая подразумевает набор профессиональных знаний, необходимых для эффективной работы сотрудника, исполнения им своих должностных обязанностей. Например, графический дизайнер обладает умением подбора цветовой гаммы, шрифтов, расстановки композиции, анализом целевой аудитории работы на основании технического задания. Компетентность – общее понятие по отношению к компетенции, которое складывается из совокупности навыков и их применения в практической деятельности.
Профессионализм включает высокий уровень теоретических знаний и умение применять их на практике, развитые коммуникативные навыки, организованность, управление стрессом, умение работать в команде. Например, юрист хорошо разбирается в праве, умеет доносить свою позицию, опираясь на нормы официального общения. Во время судебного заседания представители сторон ведут себя сдержанно во время эмоционально-напряженных ситуаций.
Исследователи выделяют четыре стороны профессионализма:
- Специальная, или деятельностная, т.е. наличие теоретических знаний у специалиста, применение их в работе;
- Социальная, т.е. владение навыками общения и умение грамотно вести сотрудничество;
- Личностная, которая включает способность увидеть проблему, предложить её решение, самоорганизацию, самодисциплину, планирование своей деятельности, развития карьерного пути. Специалист владеет средствами предупреждения профессиональной деформации, т.е. изменения способов общения и поведения вследствие длительного выполнения профессиональной деятельности;
- Индивидуальная – наличие устойчивой мотивации к саморазвитию в профессии и повышению своих навыков для формирования умения предложить несколько вариантов решения одной задачи.
Для более эффективного развития компании важен единый взгляд на профессионализм работодателя и сотрудников компании во избежание роста количества нерешаемых проблем. Когда работник четко понимает требования, видение будущего организации, работа в ней становится более целенаправленной и приносящей высокие результаты. Поэтому при приеме на работу тщательно знакомьтесь с нормативными документами работодателя и уточняйте негласные правила.